Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2017
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Одним из занятий производящего хозяйства древних людей на территории Беларуси являлось(-ась):
Определите правильное утверждение:
У восточных славян крестьяне, которые полностью утратили свою личную свободу, — это:
Одной из причин принятия христианства в Древней Руси являлось(-ась):
Политическая ситуация на белорусских землях в середине XIII в. характеризовалась:
Для общественно-политической жизни ВКЛ в первой половине XVI в. было характерно:
В конце XIII — XIV в. на белорусских землях развернулось строительство:
На территории Беларуси в XIV—XVIII вв. евреи не могли:
Тяжелое политическое положение ВКЛ в Ливонской войне привело к заключению унии:
В белорусских городах во второй половине XVI — XVII в. юридики:
Одним из инициаторов объединения католической и православной церкви в Речи Посполитой выступил(-и):
В соответствии с условиями Поляновского мирного договора (1634) к Российскому государству отошла территория Речи Посполитой, обозначенная на карте цифрой:
Прочитайте отрывок из «Хроники польской, литовской, жомойтской и всея Руси» М. Стрыйковского.
...Глінскі Міхал, як бачыў — мост ужо гатовы,
Да літвы сваёй мовіў гэтакія словы:
Каб за маці-айчыну мужна ваявалі,
Ад пагібелі лютай мужна ратавалі...
Так казаў, каб адважна ворага змагалі
Ды братам, што ў няволі, жыцці ратавалі...
Определите битву, которой посвящен отрывок:
Поэт, переводчик, педагог, автор стихотворных сборников «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Сти- хослов» — это:
Для политики царского правительства на белорусских землях в конце XVIII — 20-х гг. XIX в. было характерно:
Определите одну из характерных черт развития промышленности на территории Беларуси в первой половине XIX в.:
Установите соответствие:
A) коллективная остановка труда рабочими с целью удовлетворения своих экономических или политических требований
Б) движение революционно-демократической молодежи в деревню весной 1873 — летом 1874 г., связанное с пропагандой социалистических идей среди крестьянства и подготовкой восстания против самодержавия
B) резкий скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой, происходящий, как правило, в ходе открытого столкновения противоположных социально-политических сил
Г) форма вооруженного насилия в политических целях
1) милитаризация
2) политический террор
3) стачка
4) «хождение в народ»
5) революция
Определите цели проведения столыпинской аграрной реформы в начале XX в.:
а) обеспечение условий для развития капитализма в сельском хозяйстве
б) укрепление крестьянской общины
в) улучшение положения помещичьих крестьян
г) увеличение количества сельской буржуазии
1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, г
В августе 1915 г. Ставка Верховного Главнокомандующего российской армией была перенесена в:
Основным программным требованием белорусских партий и организаций весной —летом 1917 г. по вопросу государственного устройства Беларуси являлось:
Определите год начала осуществления городской реформы в Беларуси:
Определите цель введения большевиками политики «военного коммунизма»:
Заштрихованная на карте территория была присоединена к БССР:
Определите правильное утверждение:
Определите характерные черты проведения коллективизации в БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.:
а) сохранение хуторской системы хозяйствования
б) наличие крестьянских выступлений, направленных против коллективизации
в) запрет на самостоятельное переселение крестьян в другие места
г) объединение крестьян в колхозы только на добровольной основе
1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) в, г
Один из основателей белорусского искусствоведения (см. портрет), исследовал белорусскую архитектуру XI—XIX вв., монументальную живопись полоцких храмов, иконопись XVII—XVIII вв., древнебелорусские гравюры, искусство книг Ф. Скорины:
Определите характерную черту социально-экономического развития Западной Беларуси в составе Польши (1921 — 1939):
В ходе Великой Отечественной войны в 1942 г.:
Установите соответствие между характеристиками участников Великой Отечественной войны и их фамилиями.
А) Маршал Советского Союза, координировал действия фронтов в ходе операции «Багратион»
Б) летчик, Герой Российской Федерации, в начале войны совершил наземный таран
В) создатель и руководитель одного из первых партизанских отрядов
Г) один из руководителей и участников Минского подполья
1) А. Маслов
2) В. Омельянюк
3) Ф. Павловский
4) Г. Жуков
Определите одну из особенностей социально-экономического развития БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.:
Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. характеризовалась:
Хозяйственной реформой 1965 г. предусматривалось введение:
Определите изменение в общественно-политической жизни БССР во второй половине 1980-х гг., которое было вызвано проведением политики перестройки:
Установите последовательность событий:
А) проведение XX съезда КПСС
Б) попытка государственного переворота в СССР (августовский путч)
В) присвоение Минску звания «Город-герой»
Г) законодательное закрепление руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси
1) ВАБГ
2) АБВГ
3) АВГБ
4) ГАБВ
В декабре 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь на встрече в Беловежской пуще объявили о:
Определите правильное утверждение относительно социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе:
Получив политическую независимость, Республика Беларусь стала:
Укажите фамилию писателя, автора трилогии «Полесская хроника»:
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБГВ.
A) Начало княжения Всеслава Брячиславича в Полоцке;
Б) основание первой христианской епархии в Полоцке;
B) поход киевского князя Мстислава и семи русских князей на Полоцкую землю;
Г) битва на реке Немиге между киевскими князьями и Всеславом Брячиславичем.
Ответ:
Определите три характерные черты социально-экономического развития белорусских земель в XV — первой половине XVI в. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 123.
1) Ликвидация частных пошлин и введение единой таможенной пошлины;
2) сокращение количества феодальных налогов;
3) утрата крестьянами права владения землей и превращение их в землепользователей;
4) введение наказания за помощь при побеге зависимых от феодала людей;
5) нарастание кризиса фольварочно-барщинной системы;
6) расширение торговых связей с европейскими странами.
Ответ:
Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А1Б4ВЗГ5.
А) принятие I Статута ВКЛ
Б) начало правления в ВКЛ великого князя Казимира
В) начало гражданской войны в ВКЛ между Свидригайло и Сигизмундом Кейстутовичем
Г) заключение Островского соглашения между Витовтом и Ягайло
1) 1332 г.
2) 1392 г.
3) 1432 г.
4) 1440 г.
5) 1529 г.
Ответ:
Определите три предпосылки кризиса Речи Посполитой во второй половине XVIII в. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.
1) Расширение политических прав мещан;
2) ликвидация сословной структуры общества;
3) наличие неограниченной власти монарха;
4) использование шляхтой права «либерум вето»;
5) потеря общегосударственным сеймом своего значения;
6) выборность королевской власти.
Ответ:
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБВГ.
A) Принятие «Уставы на волоки»;
Б) подписание Брестской церковной унии;
B) принятие Конституции 3 мая;
Г) начало Северной войны между Северным союзом и Швецией.
Ответ:
Установите соответствие между архитектурными памятниками, изображенными на иллюстрациях, и стилями, в которых они созданы. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А1Б4В2.
А | Б | В |
1) барокко; 2) соединение элементов романского и готического; 3) классицизм; 4) модерн.
Ответ:
Определите три позиции, которые являются итогами революции 1905—1907 гг. в Российской империи. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 123.
1) Активизация деятельности белорусского национального движения;
2) получение права наций на самоопределение;
3) ликвидация помещичьего землевладения;
4) создание законодательного органа — Государственной думы;
5) провозглашение политических прав и свобод;
6) установление республиканской формы правления.
Ответ:
Прочитайте выдержку из указа.
«Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...
Каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли... имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок по возможности к одному месту... Подворные участки... составляют личную собственность домохозяев...
Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе».
Используя выдержку из документа, определите два правильных утверждения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 12.
1) В документе отражены условия крестьянской реформы 1861 г.;
2) одним из последствий реализации данного документа явилось создание условий для развития капитализма по «американскому» пути;
3) данный указ был направлен на ликвидацию крестьянской чересполосицы;
4) согласно документу крестьяне не имели права выкупить свой земельный надел в собственность без согласия помещиков;
5) данный указ закреплял общинную собственность на землю.
Ответ:
Определите три позиции, которые относятся к новой экономической политике, проводимой в БССР с 1921 г. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.
1) Развитие государственной, кооперативной и частной торговли;
2) замена продразверстки натуральным продналогом;
3) господство натурального обмена продуктами;
4) введение всеобщей трудовой повинности;
5) ликвидация хуторской системы;
6) разрешение на аренду земли и использование наемной рабочей силы.
Ответ:
Брестский мирный договор был подписан между Советской Россией и государствами германского блока в ... году.
Ответ:
Путь развития экономики, связанный с ростом производства на основе улучшения качественных показателей, прежде всего за счет увеличения производительности труда на основе внедрения в производство достижений науки и техники, называется ... путь.
Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть использовано в предложении.
Ответ:
Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б4ВЗГ2.
А) введение должности Президента в Республике Беларусь
Б) проведение второго Всебелорусского народного собрания
В) проведение республиканского референдума по вопросу о внесении поправок в Конституцию Республики Беларусь, связанных с порядком проведения выборов Президента Республики Беларусь
Г) подписание Договора о создании Союзного государства Беларуси и России
1) 1994 г.
2) 1999 г.
3) 2001 г.
4) 2004 г.
Ответ: